Буквально вчера я посетил официальный сайт Transport Fever. Много нового появится в данной игре, это и расширяющиеся вокзалы, это и адекватные ж.д пересечения, сейчас они работают над тем, как пофиксить ж.д переезды. Очень порадовало меня наличие компаний, а также возможность создавать компании самому! Однако есть и негативные моменты, например, старение транспорта визуализировано через загрязнение с небольшой долей ржавчины (при этом про ОТ из дерева ни сказано, ни слова...), на мой взгляд рациональнее и адекватнее показать старение именно через ржавчину и гниение ОТ (можно какие-нибудь дополнительные плюшки вроде слегка перекосившегося бампера и вмятин на кузове), но я так понял все эти пожелания они оставили для людей занимающихся моддингом, т.к система моддинга у этой игры очень хорошо развита. Вероятнее всего также решится и проблема крайне маленького модельного ряда для всех видов транспорта, кроме ж.д (там всё и так хорошо). Хотя, я уже написал на э-маил разработчиков о том, что в игре неплохо было бы проработать дирижабли и грузовые парусники. А сейчас сижу и пишу, выписывая из своей библиотеки (из моих же статей), о необходимости в игре троллейбусов и трамваев (которые могут быть как пассажирскими, так и грузовыми и которые могут ездить как по рельсам на улице, так и по обособленным рельсам или даже по ж.д). Также для увеличения и качественного улучшения аргументации скачал себе все старые и идущие на мой компьютер транспортные стратегии... И что я получил в итоге, указано ниже:
1) Начнём с самого наболевшего, т.е с троллейбусов... Итак, для большинства людей в мире, троллейбус является транспортом пассажирским и чем-то, вроде, "автобуса с рожками", однако троллейбусы бывают и грузовыми, да ещё и насколько полезными! История троллейбуса берёт своё начало в 1882-ом году, однако это лишь прототип и он проигрывает конке и даже омнибусам, поэтому про идею о таком виде транспорта "кладут под сукно" в угоду развитию конки и электрическому трамваю (с которым, в то время, велись активные испытания и в трамвае-строение вводились разные инженерные решения). Потом в 1901-ом году появляются троллейбусные системы первого поколения, т.е, как правило, короткие (от 1 до 3 км) линии, которые прямые и используются для городской или междугородней перевозки пассажиров и/или грузов. У этих систем нет ещё стандартизированного токоприёмника (применяются тележки; одна штанга или две штанги, но крепление их к кузову самое разнообразное, я выделил 3 вида). Системы эти прожив несколько лет, а то и меньше закрывались также массово, как и открывались, хотя не все (вот "родоначальницы" в Лидсе и Бредфорде прожили очень долго и не закрылись бы, если бы, не неоконсерватизм и наплевательство местных властей). Так, пик систем первого поколения пришёлся на 1911-1915/16 годы, потом интерес к ним стал массово угасать. Но троллейбус и его идея пережили кризисные годы, которые были очень трудны (а именно 1917; 1918 и 1919 - последние были крайне трудны, новые системы практически не возникали). В 1920-21 идея троллейбусного транспорта снова захватывает умы транспортников всего мира, а в 1922-ом году начинается строительство троллейбусов второго (классического поколения), но об этом позже. Про пассажирские системы информации достаточно много, а про грузовые куда меньше, но по сути, все они были в Германии, все они были короткие от 1 до 3-ёх километров и все они были подвозочными от ж.д станции до какого-либо предприятия, большинство из этих систем были заменены, либо на подвозочную ветку ж.д, либо на грузовики. Многие продержались около 5-ти лет, хотя есть и пара исключений, доживших до 1929-ого и даже до 1949-ого года.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Почему грузовые троллейбусы следует включить в игру: 1) это история, при том достаточно интересная её веха; 2) такие троллейбусы могут найти нишу в транспортном балансе и сделать игру более интересной и динамичной, появляясь в 1901-ом году, они могут работать соединяя предприятия расположенные недалеко (малая и средняя дальность), т.к по скорости и вместимости они будут проигрывать грузовым ж.д и трамваям (паровым и электрическим), но при этом выигрывать по этим же параметрам у конных повозок и первых грузовиков, а к 1920 (или 1925-ому) году их параметры становятся эквивалентны существующим грузовикам. Тем самым перед игроком становится выбор, диэлектрифицировать свои грузовики и пойти по классическому пути развития, оставить у себя электрифицированные линии для перевозки грузов или оставить и то, и другое.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Почему нужны пассажирские троллейбусы: 1) это история; 2) если есть троллейбусы грузовые, то логично, что должны быть и троллейбусы пассажирские; 3) игра станет интересной и динамичной, но важно учитывать, что троллейбусы 1901 - 1916 для пассажирских перевозок будут уступать по пассажировместимости, надёжности и скорости паровому и электрическому трамваям, а по скорости будут незначительно выше омнибусов (в том числе и электрического омнибуса Романова), хотя, если такое возможно, то скорость троллейбуса в повороте должна быть ниже скорости омнибуса в повороте, при этом вместимость троллейбусов и омнибусов будет эквивалентна. С появлением автобусов троллейбусы эквивалентны появившимся автобусам по скорости, но будут уступать им по надёжности и пассажировместимости. Т.е небольшой плюс в начале есть, но стоит ли игра свеч??? Хотя, я уверен найдутся такие игроки энтузиасты, которые создадут систему пассажирского троллейбуса и сделать так, чтобы она дожила до 1922 года, т.е до создания более мощных и надёжных троллейбусов второго поколения.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Возвращаясь к троллейбусам второй эры, появившись в 1922-ом году они произвели настоящий фурор, взяв лучшее, по мнению тогдашних транспортников, от трамвая и от автобуса, троллейбус начинает активное развитие и экспансию, там где не было трамвая троллейбус занимает верховенство транспортной цепочки, но там где трамвай есть (а его позиции тогда были ещё очень сильны), троллейбус становится помощником трамвая возя пассажиров в те места, где трамвай не пройдёт по габаритам или же его постройка там нецелесообразна... имеют место и замена трамвая троллейбусом, но в 1920-ые и начало 1930-ых это носит единичный и неуверенный характер. Выстраивается классическая цепочка по критериям: скорость; пассажировместимость; надёжность; долговечность (срок службы), где первое место имеет трамвай, вторым является троллейбус, а третьим является автобус. Дальнейшую тенденцию знают практически все... это деградация трамвайной промышленности к концу 1930-ых и укрепление и усиление троллейбусной и автобусной промышленности (хотя по всем критериям автобус ещё уступает троллейбусу), да и трамвай несмотря на общемировые настроения продолжает уверенно держать марку "самого-самого" (не считая трам. системы Парижа, которую уничтожили в 1938-39-ом годах). Трамваи уже умели развивать скорость 100-120 км.ч; были самым пассажировместимым из всего городского ОТ + иногда по вместимости были эквивалентны небольшим пригородным поездам (и это 1920-ые - 30-ые годы) и это был и оставался самым гибким ОТ, в центре как метро и как трамвай, в прецентральных территориях как трамвай или как надземное метро, в пригороде как электричка, а за городом как поезд. (Хотя многие из данных фактов относительно трамвая были применимы к США, а в Европе, таких гибких трамваев, увы, не было, а трамвай был "классическим", т.е тем, что трамвай есть сейчас в России и СНГ). Но из-за ряда факторов, в том числе и политики General Motors трамваи стали "выпиливать" из многих городов... этот процесс начался в 1938-ом, но его пик пришёлся на 1950-ые сначала в США, а потом в Европе 1950-ые - 1970-ые, ведь даже самое прогрессивное, но не обновляемое, рано или поздно, становится "ведром с гайками", тоже самое становилось и с трамваями-интерурбанами США, тоже было и с обычными трамваями в Европе, хотя в Европе он не носил столь массового характера и многие сети всё же смогли найти адекватных производителей подвижного состава и модернизироваться... однако сотню закрытых трам. систем в Европе тоже можно насчитать. При этом даже во времена кризиса трамвайных производств, вагоны собирали, но это были точечные заказы для каждой конкретной системы (это про трамваи США). В Европе трамвай просто остался на уровне вагонов 1920-ых-1930-ых годов, а троллейбусы и автобусы за этот период значительно улучшились. Т.е, говоря более просто, пирамида начинает меняться и получается к 1950-ым годам, что трамваи (и в США (из-за отсутствия адекватного трамвайного производства, по ряду причин...) и в Европе (из-за отсталости трамваестроительной отрасли, из-за всеобщего стереотипа "больше шинах, меньше по рельсам") отбрасываются на третье место, а первое занимают троллейбусы, а на втором, с менее заметным, но всё же отрывом, идут автобусы. Далее в 1960-ых - 1970-ых в США и в Европе по разным причинам (в первом случаи лобби General Motors и её компаньёнов, а во втором из-за всеобщей доступности нефти, прослеживается всеобщая Европейско-Американская тенденция к сокращению троллейбусного движения при этом, троллейбусы в большинстве стран Европы и двух Америк были эквивалентны автобусам по вместимости и скорости, но превосходили последних по надёжности и дешевизне обслуживания... однако из-за холодного расчёта последними двумя характеристиками было пренебрежено, в итоге троллейбусы было решено сокращать в угоду более доступным и дешёвым автобусам, троллейбусные заводы закрылись... автобусные заводы стали производить троллейбусы, но за более дорогую цену (ввиду "эксклюзивности"), однако, как было сказано выше, троллейбусы более надёжные, поэтому "предсмертная агония" нескольких систем в США и большинства систем в Европе продлились до 1970-ых годов, некоторые продолжили "помирать" и в 1980-ые, и 1990-ые даже с новым подвижным составом, но эти закрытия больше связаны с дороговизной содержания и покупкой более дорогих троллейбусов для сравнительно маленькой троллейбусной системы, как, например, в Гренобле или Марселе. Также в вышеуказанные годы из-за пробок и загрязнения окружающей среды возвращается идея и производство улучшенных (скоростных) трамваев (наряду с оставшимся "в живых" производством классических трамваев), хотя из-за дороговизны первых, там где трамвай "выкосили", предпочитают закупку ОБВ автобусов и выделенные полосы с последующей переделкой в метробус.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В игровом балансе получается аналогично: трамвай - троллейбус - автобус; затем: троллейбус - автобус - трамвай; потом: автобус = троллейбус - трамвай; далее: скоростной трамвай - трамвай - автобус=троллейбус (как скоростной, так и обычный). При этом возможны самые разные варианты поведения игрока, можно с точность как в реальности, а можно сохранить инфраструктуру для грузового троллейбуса, а потом пустить по ней пассажирские междугородние троллейбусы. Или, вот пример с трамваями, в последний год закупить трамваи-интерурбаны с запасом, а потом ждать появления скоростных трамваев, тоже самое и с троллейбусом... И сценарии на эту тему можно придумывать!!! Я, конечно, понимаю, возможно это и не всем интересно и понятно, но на мой взгляд, такая вариативность является более правдоподобной и уменьшает линейность самой игры, ведь по сути, можно будет не только повторять историю, а создавать свою альтернативную транспортную империю!
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Про грузовые троллейбусы же стоит упомянуть следующие факты, то их история продолжается, большинство из таких "троллейкаров" были адаптированы для работу на временных линиях, где требуется машины большей вместимости, очень много "троллейвозов" работали в карьерах, максимальная скорость таких "троллейвозов" достигала 21 км.ч, однако они перевозили больше, чем это делали обычные грузовики, преодолевая значительные уклоны. При этом следует отметить, что речь идёт именно для локальной перевозки в карьерах, отсюда и низкая скорость, огромные габариты и возможность загрузки сыпучих материалов по 30-ть и более тонн ... Последние же "рогатые грузовики", ходившие по дорогам общего пользования отъездили с 1939 по 1962 год в окрестностях города Тирано, в Италии и использовались для постройки каскада плотин. При том троллейбусы для дорог общего пользования ездили со скоростью обычных грузовиков, т.е 40 - 50 км.ч. Однако, возможность создания двух этих видов грузовых троллейбусов существенно упрощает жизнь игрокам. В случаи с моделью для дорог общего пользования это позволит игрокам использовать уже построенную инфраструктуру, при том она сможет использоваться как пассажирскими, так и грузовыми троллейбусами... а учитывая, что троллейбусы (любых типов могут ездить 30, а то и 40 лет, то замена этих троллейбусов потребуется также не скоро. Но стоит помнить, что эти троллейбусы в конце своего срока эксплуатации будут значительно проигрывать в скорости своим "безрогим" коллегам. Карьерные троллейвозы же хороши на изолированных дорогах (думаю, что игровую скорость их надо будет повысить хотя-бы до 35 или 40 км.ч на асфальтовой дороге ( в реальности все они ездили по гравию ), а вместимость сделать эквивалентной одному ж.д вагону, что практически соответствует реальным значениям, такие "гиганты" будут полезны между предприятиями на маленьких и даже средних расстояниях, где ж.д не всегда окупается, а обычных грузовиков понадобится много (хотя всегда есть выбор... ведь грузовиков много, они стоят дешевле, топливо тоже дешёвое, возят быстрее, но вот служат меньше, обслуживание дороже... а можно "карьерный троллейвоз", которых понадобиться меньше, но стоить они будут дороже, возить медленнее, зато служить будут дольше и обслуживание их, ввиду простоты электрооборудования, стоит ниже). При этом сроки производства всех грузовых троллейбусов второй эры придётся "расширить", так, троллейвозы ходившие в Тирано, были выпущены в 1939-ом году, однако в игровом времени срок следует продлить до 1962-ого года, исходя из тех соображений, что в реальности теоретически возможно было продолжить выпуск данной модели, если бы это потребовалось для троллейбусной системы. Тем более, что в Швеции в 2016 снова вернулись к идее электрической тяги грузовиков и запустили там по шоссе тягачи на двойной тяге (получились фуры с пантографами). До этого подобный проект хотели осуществить в США в 2012 году. Вот такая вот история.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2) Теперь хотелось бы перейти к трамваям (на конной; паровой и электрической тяге). Вообще изначальной ошибкой было то, что трамвай "запихнули" в городской транспорт и по сути сравняли его с автобусами по многим параметрам. В сложившейся ситуации, дело отчасти поправимо... главное создать возможность делать обособленные пути и возможность создания грузовых трамваев. Хотя, всё-же лучшим решением был бы "перенос" трамвая в категорию ж.д, но при этом с созданием возможности трамваю ездить по улицам. Ведь по сути трамвай и ж.д имеют общего прародителя в лице "wagonway" или по-нашему "колесопровод", вагонетки, затем что-то более похожее на вагоны по деревянным, а затем и чугунным рельсам тащили сначала люди, а затем и лошади, потом стали таскать только животные... расширился и круг пользователей, появились пассажиры. Потом были попытки заменить лошадей на телеги с паровым двигателем (паровозы), но чугунные рельсы не выдерживали этой нагрузки и поэтому только к 1825-ому году, когда додумались делать рельсы не из чугуна, а из стали... Всё это, кстати, хорошо отображено в игре Transport Giant, но первые паровозы могли таскать меньше вагонов чем конка, однако со временем вопрос разрешился не в пользу конки... хотя ряд пассажирских и грузовых линий на короткие расстояния продолжали эксплуатироваться конкой. Также паровики хорошо себя показывали на дальних дистанциях, а вот в городе и пригороде лучше всех справлялся омнибус, а затем, благодаря рельсам с жёлобом, и конка. В 1880-ых и 1890-ых инженеры ищут более быструю и мощную силу для городских и пригородных составов. Так появляются паровики (и паровики интерурбаны) в Москве обе линии парового трамвая были, грубо говоря, пригородными поездами идущими часть трассы по городским улицам, похожими были и некоторые пригородные линии в Санкт-Петербурге, только там линии идущие в дачные посёлки по улицам города не проходили. К паровичку подцепляли 5, а то и 6-ть вагонов конки, хотя могло быть и 3. А когда же началась электрификация, то трамваи стали такими же как и паровички по вместимости пассажиров, хотя на некоторых линиях паровички ходили вплоть до 1930-ых (но это было скорее исключением).
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если переходить к игровой тематике, то в данном случаи трамваи-интерурбаны могут связывать близко расположенные города при этом избежать необходимости строительства внутригородского транспорта (т.е получается, что у омнибусов и первых автобусов, конка, паровик, а затем электрический трамвай будут выигрывать в скорости, надёжности и вместимости), это особенно полезно, когда ж.д не окупится на таких близких расстояниях, но пассажиропоток прогнозируется явно больше автобусного. Тоже самое можно сделать в случаи, если город маленький и ж.д, которая в ездит в него не окупается и поезда ездят полупустые, то можно сделать вот такой вот интерурбан. Аналогично и с грузовым движением между предприятиями. При этом, важна и необходима система конвертации трамвайных и ж.д линий, при резко возросшем пассажиро- или грузопотоке важна возможность конвертации трамвайной линии в ж.д линию. При этом очень важно и то, что трамвай по ж.д линии с электрификацией проехать сможет, а вот поезд по трамвайной линии нет. И вообще, трамвай по сравнению с поездом нужно сравнивать следующим образом. Конка проигрывает паровому поезду в скорости, вместимости, но дешевле в обслуживании и более надёжная. Паровой трамвай проигрывает паровому поезду в скорости, вместимости (в данном пункте они могут быть эквивалентны, при длине поезда в 1-2 вагона), но дешевле в обслуживании и более надёжная. При этом паровик дороже конки. Электрический трамвай по скорости может сравниться с некоторыми поездами (как паровыми, так и электрическими)(при скорости в пригороде (в данном случаи за городом) от 60 до 100 км.ч), равен по надёжности электрическому поезду, однозначно проигрывает во вместимости, но строительство и обслуживание получаются дешевле по сравнению с поездом, но дороже по сравнению с паровиком и тем более конкой. А для более справедливого баланса, трамвайные линии могут иметь больший радиус поворота, но при этом глубина их выемок и туннелей должна быть ограничена, как это было в реальности.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3) Стоит сказать и о дирижаблях. Без этого транспорта играть на больших и очень больших картах без достаточно развитой авиации проблематично. Ведь именно они могут летать из одного конца карты в другой без дозаправок со скоростью от 100 до 135 км.ч и перевозя при этом от 20 пассажиров и 23-ёх тонн груза до 72 пассажиров (можно и больше, но за счёт уменьшения грузового отсека) и 100 тонн грузов. Эти данные взяты с реальных дирижаблей. И именно с них лучше начинать историю воздушного транспорта, аналогично Transport Giant. Да и сейчас снова хотят возродить грузовые дирижабли, поэтому данная ветка также достаточно интересная и многогранна с точки зрения истории развития ОТ.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4) Буквально пара слов требуется о кораблях, корабли перевозившие грузы и людей были изначально парусными, а т.к игра начинается с 1850 года, то необходимы и корабли данной эпохи.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ну вот собственно, примерно такого содержания письмо я и готовлю разработчикам и чего я очень ожидаю от этой игры.